Клуб Осознанное присутствиеУЧЕНИЕ ЭКХАРТА ТОЛЛЕ
"В жизни не отдавай все 100 процентов внимания внешнему миру
и своему уму. Оставляй часть внутри. Чувствуй внутреннее тело, даже занимаясь повседневными делами, особенно когда общаешься
с природой. Чувствуй тишину глубоко внутри него.
Держи портал открытым".
Экхарт Толле

Экхарт Толле

ИНТЕРВЬЮ
Беседы Экхарта, в которых он рассматривает разные аспекты нашей жизни

Момент Сейчас и прекращение страдания
Интервью Экхарта Толле издательству «Саундз Тру» (Sounds True)

В течение двух лет невысокий человек тихо сидит на скамейке в парке. Мимо проходят люди, потерянные в своих мыслях. Однажды кто-то задаёт ему вопрос. В последующие недели приходят ещё люди и тоже задают вопросы. Разносится слух, что этот человек «мистик», открывший нечто такое, что привносит в жизнь покой и наполняет её смыслом. Эта история похожа на выдуманную, однако сегодня этот человек, Экхарт Толле, известен всему миру своим учением о духовном просветлении благодаря силе настоящего мгновения. Его первая книга «Сила Настоящего» (The Power of Now; в русском переводе также «Живи сейчас!» — прим. ред.) является мировым бестселлером и переведена на 17 языков. Больше 20 лет прошло с тех пор, как Толле, сидя на той скамейке в парке, ответил на первый вопрос. Его аудитория выросла, послание же остаётся прежним: можно перестать жить в борьбе и найти радость и реализацию в это самое мгновение, и ни в какое другое.

Вопрос: Не могли бы вы описать свой опыт духовного пробуждения (и, конечно, дать определение, что такое духовное пробуждение)? Было ли это одномоментным событием или постепенным процессом?

Экхарт Толле: С древних времён термин «пробуждение» употребляли как некую метафору, указывающую на трансформацию человеческого сознания. В Новом Завете есть притчи о том, что важно быть пробуждёнными и не погружаться обратно в сон. Слово «Будда» происходит от санскритского слова Budh, означающего «пробудиться». Поэтому Будда — это не имя и, по сути, не человек, а состояние сознания. Всё это означает, что люди потенциально способны жить в состоянии сознания, по сравнению с которым их обычное состояние бодрствования подобно сну или грёзам. Вот почему некоторые духовные учения для описания нормального человеческого состояния используют такие термины, как «коллективная галлюцинация» или «всеобщий гипноз». Возьмите любую историческую книгу — я посоветовал бы вам начать с изучения XX века, — и вы обнаружите, что огромная часть истории человечества имеет все характеристики, которые обычно ассоциируются у нас с кошмарами или галлюцинациями сумасшедшего.

Природа духовного пробуждения часто понимается неправильно. Принятие духовных верований, видения Бога или небожителей, способность к ченнелингу, целительству, предсказаниям будущего или другие паранормальные способности — все подобные явления ценны и от них не нужно отказываться, но ни одно из них само по себе не является признаком пробуждения человека, который их переживает. Они могут быть и у человека, не пробуждённого духовно, и могут сопутствовать, а могут и не сопутствовать пробуждённому состоянию.

Каждое утро мы просыпаемся, выходим из своих сновидений и входим в состояние, называемое бодрствованием. Это нормальное для нас состояние характеризуется наличием непрерывного потока мыслей, большинство которых повторяются снова и снова. Так от чего же мы пробуждаемся, когда происходит духовное пробуждение? Мы пробуждаемся от отождествления со своими мыслями. Каждый, кто духовно не пробудился, полностью отождествлён со своим думающим умом и подчиняется ему — никогда не умолкающему голосу в голове. Этот мыслительный процесс является навязчивым: вы не можете его остановить — или, по крайней мере, так кажется. Кроме того, вы к нему привязаны: вы и не хотите его остановить, или, во всяком случае, не захотите до тех пор, пока страдание, порождаемое непрерывным ментальным шумом, не станет невыносимым. В непробуждённом состоянии не вы пользуетесь мыслями — мысли используют вас. Вы едва ли не одержимы мыслями, и эта коллективная обусловленность человеческого ума уходит корнями в прошлое на многие тысячи лет. Вы ничего не видите таким, как оно есть, — всё искажено и урезано ментальными ярлыками, концепциями, суждениями, мнениями и привычными реакциями. Ваше восприятие себя как личности сводится к истории, которую вы постоянно рассказываете самому себе. «Я и моя история» — вот к чему сведена ваша жизнь в непробуждённом состоянии. А когда ваша жизнь урезана до такой степени, ваше счастье никак не может быть продолжительным, потому что вы уже не вы.

Значит ли это, что, пробудившись духовно, вы перестаёте думать? Нет, конечно. На самом деле, тогда вы можете использовать мышление гораздо эффективнее прежнего, но понимаете, что у вашего Бытия есть глубина, полная жизни тишина, которая несопоставимо больше мысли. Это само сознание, а мыслящий ум — лишь его мелкая часть. У многих людей первым признаком духовного пробуждения является то, что они вдруг начинают осознавать свои мысли. Они, можно сказать, становятся свидетелями своим мыслям. Они перестают полностью отождествляться с умом, и поэтому начинают чувствовать в себе глубину, которой до этого не знали.

Для большинства людей духовное пробуждение — процесс постепенный. Оно редко случается внезапно. Когда так происходит, то обычно это бывает результатом очень сильного страдания. Как было у меня. Не один год я жил, то впадая в депрессию, то испытывая острую тревогу. Однажды ночью я проснулся в состоянии ужасного страха — такого сильного я никогда не испытывал. Жизнь казалась бессмысленной, пустой и враждебной. Она стала настолько невыносимой, что неожиданно мне в голову пришла мысль: «Я больше не могу жить с самим собой». Мысль повторилась несколько раз. Внезапно я отступил от неё, посмотрел на эту мысль, как она есть, и осознал её странность: «Если я не могу жить сам с собой, то меня должно быть двое — «я» и «сам», с которым я больше не могу жить». Возник вопрос, кто такой этот «я», и кто такой «сам», с кем я не могу жить. Ответа на этот вопрос не было, и моё мышление остановилось. На какой-то миг установилась полная внутренняя тишина. Вдруг я почувствовал, что меня втягивает в какую-то воронку или вихрь энергии. Меня охватил сильный страх, а тело начало трястись. Я услышал слова: «Ничему не сопротивляйся». Они как будто прозвучали у меня в груди. Я чувствовал, что меня втягивает в какую-то пустоту. Внезапно страх полностью исчез, и я почувствовал, что падаю в эту пустоту. Что было потом, я не помню.

Наутро я проснулся с чувством, будто только что родился. Всё казалось мне свежим, чистым и чрезвычайно живым. Всё моё существо было наполнено живой тишиной. Когда я в тот день бродил по городу, мир казался мне только что появившимся на свет, полностью лишённым прошлого. Я был изумлён умиротворением, которое я чувствовал внутри, и красотой, которую видел снаружи, даже в гуще автомобильного движения. Я больше не судил и не интерпретировал то, что воспринимали мои органы чувств, — комментарии ума почти совсем отсутствовали. С того дня я воспринимаю мир и взаимодействую с ним через тишину, а не через ментальный шум. Умиротворение, которое я ощутил в тот день больше 20 лет назад, никогда не покидает меня, хотя степень его интенсивности меняется.

В то время у меня не было никакой концептуальной основы, которая могла бы помочь понять, что со мной случилось. Спустя несколько лет я осознал, что пережитое той ночью острое страдание, должно быть, заставило моё сознание перестать отождествлять себя с несчастным собой, с тем страдающим «маленьким я», которое, по сути, было созданной умом фикцией. Это разотождествление, должно быть, было настолько полным, что само страдание сдулось, как надувная игрушка, у которой открыли клапан. И осталась моя истинная природа, вечное «Я ЕСТЬ» — сознание в чистом виде, каким оно было до отождествления с формой. Его можно также назвать чистой осознанностью или присутствием.

Вопрос: В истории вашей жизни, по-видимому, была взаимосвязь между сильным личным страданием и прорывом в духовном развитии. Считаете ли вы, что для каждого человека есть определённая связь между личным страданием и напором, необходимым для духовного прорыва?

Экхарт: Да, в большинстве случаев это, видимо, именно так. Когда вы находитесь в ловушке кошмара, мотивация к пробуждению у вас намного сильнее, чем у тех, кто оказался в плену у относительно приятного сна. На всех уровнях эволюция происходит в ответ на кризисную ситуацию, нередко представляющую угрозу для жизни, когда старые структуры, внутренние или внешние, распадаются или больше не действуют. На личностном плане это часто означает того или иного рода утрату: смерть любимого человека, разрыв близких отношений, потерю имущества, дома, статуса, — или разрушение внешних структур вашей жизни, дававших вам чувство безопасности. Для многих болезнь, потеря здоровья, представляет собой кризисную ситуацию, активизирующую процесс пробуждения. Вместе с серьёзной болезнью приходит осознание собственной смертности — величайшей из всех потерь.

Многие живущие сейчас люди воспринимают потерю как потерю смысла. Другими словами, жизнь кажется утратившей цель и смысл. Потеря смысла нередко является частью страдания, приходящего вместе с физической утратой, но это также может случиться с людьми, получившими всё, что только можно, — «добившимися успеха» в глазах мира, — и внезапно обнаружившими, что их успех и то, чем они владеют, — это пустое, и не несёт им удовлетворения в жизни. То, что считается важным и ценным в мире и окружающей культуре, оказывается бессодержательным и оставляет ощущение некой болезненной внутренней пустоты, часто сопровождаемое глубоким смятением ума.

Теперь возникает вопрос: как именно взаимосвязаны страдание и духовное пробуждение? Как одно приводит к другому? Если внимательно посмотреть на природу человеческого страдания, то окажется, что сущностной составляющей большинства его разновидностей является заниженная самооценка. Возьмём, к примеру, болезнь. Болезнь вызывает уменьшение чувства собственной значимости, ощущение потери контроля, беспомощности. Кажется, что вы теряете свою автономность, возможно, начинаете зависеть от окружающих. Образно говоря, ваши размеры как бы уменьшаются. Любая существенная потеря даёт такой же эффект: некая форма, бывшая важной частью вашего самоощущения и чувства того, кто вы есть — личность, имущество, социальная роль, — растворяется или уходит от вас, и вы страдаете, потому что отождествились с ней, и вам кажется, будто вы теряете себя или часть себя. Но, разумеется, в действительности то, что ощущается как умаление или утрата самовосприятия, является распадом хранящегося в вашем уме образа себя. Растворяется отождествление с мыслеформами, создававшими ваше самоощущение.

Но это самоощущение в корне ложно, вымышлено, и, в конечном счёте, представляет собой ментальную фикцию. Это подвластный эго ум, или «маленькое я», как я его иногда называю. Отождествление с ментальным образом себя, означает неосознанность, духовную непробуждённость. Это непробуждённое состояние порождает страдание, но страдание открывает возможность пробуждения. Если вы перестаёте сопротивляться сопровождающему страдание уменьшению своего «я», то прекращается и разыгрывание всех ролей, обычных для непробуждённого состояния. Вы становитесь скромным, простым, настоящим. Парадоксально, что, сказав «да» этой смерти — потому что это она и есть, — вы понимаете, что созданное умом самовосприятие закрывало от вас истину о том, кто вы есть, — не о том, которого создаёт ваше прошлое, а о вас вневременном. И когда ваше представление о себе растворяется, вы соединяетесь с огромной силой, являющейся сутью самого вашего существа. Иисус называл это «вечной жизнью». В буддизме это иногда называют «царством бессмертия».

Но если вы не испытывали в жизни сильного страдания, значит ли это, что у вас нет возможности пробудиться? Во-первых, тот факт, что вас притягивает духовное учение или учитель, означает, что вам уже приходилось страдать, и процесс пробуждения, возможно, уже начался. Учитель или учение даже не столь важны для духовного пробуждения, но они экономят время. Во-вторых, человечество в целом уже прошло через невообразимые страдания, большую часть которых оно причинило себе само, и кульминацией этих страданий был двадцатый век со всеми его невыразимыми ужасами. Это коллективное страдание создало во многих людях готовность к эволюционному скачку, которым является духовное пробуждение. Для многих живущих сейчас это означает, что они страдали достаточно. Продолжать страдать больше нет необходимости. Окончание страдания — это суть любого истинного духовного учения. Будьте благодарны за то, что страдание привело вас к осознанию того, что вам не нужно больше страдать.

Вопрос: Ваше учение о «силе настоящего момента» кажется таким простым. Действительно ли ваша главная цель — полностью включиться в настоящий момент?

Экхарт: Отождествление с мыслями и сопровождающими их эмоциями рождает ложное, созданное умом и обусловленное прошлым самоощущение — «маленькое я» и его историю. Это ложное «я» никогда не бывает счастливым или удовлетворённым надолго. Нормальным состоянием для него является беспокойство, страх, ощущение, что чего-то не хватает, и чувство неудовлетворённости. Ложное «я» говорит, что ищет счастья, и, вместе с тем, постоянно порождает конфликты и несчастье. В действительности, оно нуждается в конфликте и «врагах», чтобы сохранять чувство отделённости, которое обеспечивает его непрерывное выживание. Посмотрите на все конфликты между племенами, нациями и религиями. Им необходимы враги, потому что враги дают им чувство разобщённости, от которого зависит их коллективная, управляемая эго самость. Ложное «я» живёт в основном за счёт воспоминаний и ожиданий. Прошлое и будущее являются его главными предубеждениями. Настоящее мгновение для него — это в лучшем случае средство достижения цели, ступенька в будущее, потому что будущее обещает осуществление желаемого, спасение в той или иной форме. Единственная проблема в том, что будущее так никогда и не наступает. Жизнь всегда проходит сейчас. Что бы ни происходило, что бы вы ни испытывали, ни чувствовали, ни думали — это всегда происходит сейчас. Это единственное, что существует. И если вы всё время упускаете настоящий момент, сопротивляетесь ему, не любите его, пытаетесь убежать от него, превратить его в средство достижения цели, то вы упускаете суть своей жизни, застряв в воображаемом мире образов, концепций, ярлыков, интерпретаций, суждений — в обусловленном содержимом своего ума, которое вы принимаете за «себя». И таким образом вы оторваны от полноты жизни, которой является «таковость» данного момента. Когда вы не сонастроены с тем, что есть, вы не сонастроенны с жизнью. Вы стремитесь всеми силами к некоему моменту в будущем, где будет больше безопасности, больше живости, изобилия, любви, радости… не осознавая того, что всё это составляет суть того, кто вы уже есть. Чтоб получить доступ к этой сути, вам нужно всего лишь подружиться с настоящим мгновением. Вы можете осознать, что большую часть своей жизни вы превращали текущее мгновение в своего врага. Вы не говорили ему «да», не принимали его всем сердцем. Вы были в состоянии разобщённости с настоящим, и поэтому жизнь превратилась в борьбу. Это казалось совершенно нормальным, потому что каждый рядом с вами жил таким же образом. Поразительно вот что: Жизнь, великая разумность, пронизывающая весь космос, начинает поддерживать вас, как только вы говорите ей «да». А где проходит жизнь? Здесь. Сейчас. «Бытийность» данного момента. Поначалу Настоящий Момент кажется таким мелким, крохотным связующим звеном между прошлым и будущим, и, тем не менее, в нём содержится вся жизненная сила. При духовном пробуждении вы начинаете осознавать полноту, живость и святость настоящего мгновения. Вы отсутствовали, спали, а теперь присутствуете, пробудились. Секрет пробуждения в том, чтобы безусловно принять текущее мгновение таким, какое оно есть. У одних людей это получается, потому что они больше не в силах выносить то страдание, что сопровождает неприятие бытийности настоящего момента. Их почти вынуждают пробудиться. Другие настрадались достаточно и уже готовы принять настоящее мгновение по собственному выбору.

Когда вы входите в такое состояние присутствия, то суждения, ярлыки и концепции вашего ума теряют важность, поскольку в вас и через вас теперь действует более мощный разум. Тем не менее, когда ум нужен, его можно использовать очень эффективно и творчески.

Теперь может возникнуть вопрос: когда вы настолько полно присутствуете в настоящем моменте, останутся ли у вас какие-нибудь устремления? Не станете ли вы пассивным в этом состоянии? Вы можете оставить многие бессмысленные занятия, но состояние присутствия — это единственное состояние, в котором вам доступна творческая энергия. Когда ваша самореализация и самоощущение перестают зависеть от будущего результата, радость наполняет всё, чем вы занимаетесь. Вы делаете то, что делаете, потому что само это действие приносит удовлетворение. Всё, что вы делаете или создаёте в этом состоянии, имеет высокое качество. Причина этого в том, что ваши действия перестают быть средствами достижения цели, и потому всё, что вы делаете, наполняется любящей заботой.

Вопрос: Быть «в настоящем» кажется таким очевидным состоянием, и в то же время его так трудно сохранять. Можете ли вы дать какие-нибудь практические советы, как удерживать осознавание настоящего момента?

Экхарт: Хотя старое сознание, или, вернее, неосознанность, обладает большой инерцией и в значительной мере по-прежнему управляет современным миром, новое пробуждённое сознание — присутствие — уже начало проявляться во многих людях. В книге «Сила Настоящего» (The Power of Now) я говорю о том, как можно сохранять состояния осознавания настоящего мгновения, но самое главное — позволить этому новому состоянию сознания проявиться, а не думать, что нужно приложить большие усилия, чтобы это произошло. А как позволить ему проявиться? Просто позволив текущему мгновению быть таким, какое оно есть. Это значит отбросить любое внутреннее сопротивление тому, что есть, таковости настоящего мгновения. Тогда жизнь может раскрыться во всей своей красоте. Лучшей духовной практики не существует.

Вопрос: В вашем видеофильме «Расцвет человеческого сознания» (The Flowering of Human Consciousness) вы говорите о рождающемся в наше время «новом» сознании. Что вы имеете в виду? Разве настоящее мгновение не всегда было доступно истинным искателям? Что нового в нынешнем времени нашей истории? Вы указываете на какой-то определённый эволюционный процесс, на ускорение в духовном развитии человечества?

Экхарт: Да, настоящее мгновение всегда было доступно духовным искателям, но пока вы ищете, вы не доступны текущему мгновению. «Поиск» означает, что вы обращены в будущее в поисках ответа или достижения — духовного или какого-нибудь ещё. Все заняты поисками, стремясь добавить что-то к тому, кто они есть, будь то деньги, связи, имущество, знания, положение — или духовное достижение. «Поиск» означает, что вам нужно ещё больше времени, ещё больше будущего, больше того или иного.

И в этом нет ничего плохого. Всё это занимает своё место в мире. Зарабатывать деньги, приобретать знания и навыки, исследовать новые территории, даже добираться из пункта А в пункт В — для всего этого вам нужно время. Почти для всего вам нужно время, за исключением одного: чтобы всем сердцем принять настоящий момент. Вам не нужно времени, чтобы открыться силе настоящего мгновения, и, таким образом, узнать, кто вы есть за пределами имени и формы, и осознать, что в глубине своего существа вы уже совершенны, цельны, едины с вневременной сутью всей жизни. Время для этого не только не нужно, но даже является препятствием к этому осознанию, поиск — это препятствие, потребность добавить что-то к тому, кто вы уже есть, — тоже препятствие. История вашей жизни, как всё разворачивается, добиваетесь вы успеха или нет… Да, это имеет значение, да, это важно — относительно, не абсолютно. Абсолютную важность имеет только одно — то, что есть, сейчас. Если вы это упускаете, то упускаете глубинную цель своей жизни, которую я называю расцветом человеческого сознания. И, в конечном счете, ничто иное вас не удовлетворит.

Некоторые из первых людей, в ком новое сознание проявилось в полной мере, стали великими учителями человечества: Будда, Лао-Цзы, Иисус, — хотя их учения во многом понимались неверно, особенно когда приняли форму организованных религий. Они были первыми, в ком человеческое сознание проявилось во всей своей полноте. Позже появились и другие, и некоторые из них стали знаменитыми, уважаемыми учителями, в то время как другие оставались относительно неизвестными или даже совершенно не признанными. На периферии созданных религий время от времени возникали какие-нибудь движения и течения, через которые выражалось новое сознание. Благодаря этому некоторое число людей, принадлежавших этим духовным движениям, духовно пробудились. В христианстве такими движениями были гностицизм и средневековый мистицизм; в буддизме — дзен; в исламе — суфизм; в индуизме — адвайта веданта.

Однако полностью пробужденных мужчин и женщин всегда было немного, и появлялись они нечасто — редкие случаи расцвета сознания. До совсем недавнего времени в большом числе пробужденных людей ещё не было потребности. Сейчас впервые в истории широкомасштабная трансформация сознания стала необходимой для выживания человечества. Наука и технология до такой степени усилили дисфункциональное влияние человеческого ума, пребывающего в непробуждённом состоянии, что человечество и, возможно, планета, не смогут прожить и ста лет, если человеческое сознание не изменится. Как я уже говорил, эволюция обычно происходит в ответ на кризисную ситуацию, и мы сейчас находимся в такой кризисной ситуации. Именно поэтому процесс пробуждения человечества многократно ускорился.

Это широкомасштабное духовное пробуждение происходит сейчас преимущественно не в рамках устоявшихся религий, а за их пределами. Однако этот процесс в какой-то мере происходит и внутри существующих церквей и религиозных институтов, если члены этих сообществ не отождествляются с жёсткими системами убеждений, исключающими любые другие и имеющими бессознательную цель поощрять чувство разобщённости — единственное средство выживания структур ума, подвластного эго.

Вопрос: Сколько времени и усилий потребуется, чтобы осознать «силу настоящего мгновения»? Может ли это случиться в один миг или для этого нужно трудиться всю жизнь?

Экхарт: Силу текущего мгновения можно осознать только в текущем мгновении. Это не требует ни времени, ни усилий. Усилия означают, что вы стараетесь попасть куда-то ещё, поэтому не присутствуете в настоящем мгновении, не принимаете его таким, какое оно есть.

Тогда как для пробуждения времени не требуется — пробудиться можно только сейчас, — пройдёт некоторое время, прежде чем вы сможете оставаться пробуждённым в любой ситуации. Нередко вы будете обнаруживать, что вас снова затягивают старые, обусловленные модели поведения с привычными реакциями, — особенно при столкновении со сложностями повседневной жизни и взаимоотношений. Вы теряете состояние свидетельствующего присутствия и снова отождествляетесь с «голосом в голове» — непрерывным потоком мыслей и обычными для него ярлыками, суждениями и мнениями. Вы перестаете осознавать, что это лишь ярлыки, суждения и ментальные установки (мнения), и целиком и полностью верите в них. То есть вы создаете конфликт. А потом страдаете. И это страдание снова вас пробуждает. Такие колебания будут продолжаться, пока присутствие не станет вашим доминирующим состоянием: старое и новое сознание, отождествление с умом и присутствие будут снова и снова сменять друг друга. Вопрос о том, сколько времени и усилий потребуется, лучше не задавать. Из-за него вы теряете настоящее мгновение.

Вопрос: Как бы вы рекомендовали людям читать книги и слушать лекции серии «Сила настоящего», чтобы понять как можно больше об этом учении? Как вы думаете, почему аудио- и видеозаписи ваших выступлений являются настолько действенным средством обучения?

Экхарт: Когда вы слушаете или смотрите записи, лучше не заниматься ничем другим, чтобы с полным вниманием слушать не только слова, но и промежутки тишины между ними. Тогда вы, скорее всего, узнаете много полезного о возникающем состоянии присутствия, а также о наиболее вероятных препятствиях, с которыми можете столкнуться. Но это лишь второстепенная функция этих записей. Основная цель состоит не в передаче информации, а в том, чтобы помочь вам войти в состояние присутствия, когда вы слушаете. Как и во всех истинных духовных учениях, значение произносимых слов выходит далеко за пределы их информативного содержания. Слова, спонтанно возникающие в состоянии присутствия, заряжены духовной силой — силой пробуждать. А от вас требуется только внимательно слушать. Слушайте не только головой — внимайте, так сказать, всем телом. Чувствуйте живость, живительное присутствие во всём теле.

Я рекомендую слушать и/или смотреть эти записи снова и снова. При каждом прослушивании у вас будет чувство, будто вы слышите это впервые. И раз от раза ваше состояние присутствия будет становиться всё более полным. Но не заставляйте себя слушать — делайте перерыв два-три дня, а лучше ещё больше, прежде чем снова слушать ту же запись. Каждый раз после прослушивания просто посидите несколько минут в тишине.

Насладитесь величайшим из всех приключений, какие только может пережить человек, — участием в рождении нового сознания.

 
На главную страницу В начало Карта сайта Старый дизайн